8 класс

Электронная почта учителя valoentina@yandex.ru


11.01.23 г.     Видеоурок.










Практическая работа.
Тема: Знакомство с образцами почв своей местности  и особенностями их использования.

Цель:  Узнать о типах почв Западно- Сибирской равнины и особенностях использования  их человеком.

Оборудование: почвенная карта России.

!    Почва это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата, рельефа.                                                                                      

Типы почв: подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Ход работы:

   Используя карты России, дайте характеристику почв Западно- Сибирской равнины. Заполните таблицу.                                    

Западно- Сибирская равнина

Тип почвы

Свойства почвы

 

Содержание гумуса

Использование почв

в сельском хозяйстве

Северная часть

 

 

 

 

Центральная часть

 

 

 

 

Южная часть

 

 

 

 

     Сделайте вывод:

- как изменяются основные виды почв с севера на юг;

- как изменяется плодородие почв;

      -  зависимость специализации  сельского хозяйства  от типа почвы.

Инструкция:

Первая колонка берем из атласа - почвы стр.26-27 ( больше всего которых).

Вторая колонка  «свойства» берем из таблицы с предыдущего урока.

Третья колонка берем из таблицы с предыдущего урока.

Четвертая колонка – подумайте где можно использовать эти почвы.

Далее ответить на вопросы.


Типы и свойства почв различных природных зон.( сделать конспект в тетради)

Природная зона

Тип почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1.Арктическая пустыня

часто отсутствует или арктический

крайне мало

не плодородная

мало тепла и растительности

2. Тундра

Тундрово-глеевые

мало

Маломощные, имеют слой глеевой

Вечная мерзлота. Мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

3. Лесная зона

 

 

 

 

А) тайга

подзолистые

Мало- 1-2 %

Промывные, кислые

kувл больше 1, растительные останки- хвоя

Б) тайга Восточной Сибири

Таежно-мерзлотные

мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота

В) смешанные

Дерново- подзолистые

Больше чем в подзолистых

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

Г) широколиственные леса

Серые лесные

4-5 %

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

4. Степи

Черноземы, каштановые

10-12 %

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Сухой климат, разреженный растительный покров kувл меньше 0,5



Практическая работа.                              

Определение по климатической и физической карте режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

Цель работы: научиться составлять развёрнутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Задание 1. Дать характеристику реки Волги по плану.

1.     Исток, направление течения, устье.

2.     К бассейну, какого океана относится?

3.     Источники питания (Снеговое, дождевое, грунтовое).

4.     Тип  водного  режима. (Весеннее, летнее половодье или паводочный режим)

5.     Падение и уклон реки 

Уклон реки =падение реки / длину реки (‰)


 
6. Характеристика течения.

7. Хозяйственное использование реки.

 Задание 2. Заполнить таблицу. 

Река

(длина реки)

Падение реки(м)

Питание

Режим

Годовой сток (куб. км)

Хозяйственное использование

Енисей

 

 

 

 

 

 

Амур

 

 

 

 

 

 

 v Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

v Хозяйственное использование – судоходство, строительство водохранилищ, ГЭС, орошение полей, рыболовство, бытовое и промышленное потребление воды.


















































































































































































работа в контурной карте по теме ПТК Уральские горы.
На контурной карте отметьте границы ПТК. 
- подпишите объекты ограничивающие комплекс (моря Северного Ледовитого океана, государственную границу, восточно- Европейскую и Западно- Сибирскую равнины);
- отметьте части на которые делится Урал, наивысшую точку;
- нанесите полезные ископаемые которым богат Урал ( медь, золото, железную руду, пять по выбору)
- отметьте реки которые берут начало в Уральских горах ( Печора,Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал. )

работа в контурной карте по теме Восточно- Европейская (Русская) равнина.

На контурной карте России №4. нанести географические объекты:
Государственную границу
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое. 
Равнины: Кумо-Манычская впадина,  Приволжская возвышенность, , Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга,  Дон, Кама, Ока,  Печора, Северная Двина,
Озёра:  Каспийское море, Ладожское, Онежское,  

Водохранилища:, Рыбинское, 

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Города: столицу и 4 старинных города
Крупные месторождения полезных ископаемых.

Практическая  работа  .
Обозначение  на  контурной  карте  крупнейших  рек,  озёр  России  и  бассейнов  океанов.

Ход   работы:
Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  России 
1)      обозначьте  государственную  границу  России;

2)      подпишите  названия  крупнейших  рек  России:
1. Амур;   2.Уссури;   3.      Волгу;   4.      Оку;  5.   Каму;   6.      Днепр;    7.  Дон;    8.  Енисей;           9.  Ангару;   10.  Нижнюю  Тунгуску; 11.  Камчатку;  12.  Колыму;  13.  Кубань; 14.  Лену;                 15.  Вилюй;  16.  Неву;  17.  Обь;  18.  Иртыш;  19.  Печору; 20.  Северную  Двину;  21.  Терек;       22.  Урал;  

3)      подпишите  названия  крупнейших  озёр  России:
1.    Байкал;  2.    Братское  вдхр.;  3.    Вилюйское  вдхр.;
4.    Красноярское  вдхр.;  5.    Ладожское;  6.    Онежское;  7.    Рыбинское  вдхр.;
8.    Таймыр;  9.  Цимлянское  вдхр.;  11. Чудское.
4)      Обозначьте  границы  бассейнов  океанов  и  внутреннего  стока  и  подпишите  их  названия.





Изучите самостоятельно ПТК Уральские горы, для этого распечатайте контурную карту( у кого она отсутствует), можно заполнять в компьютере. Просмотрите презентацию, выполните задания указанные в презентации. 
Контурная карта Уральские горы.


В помощь для усвоения материала просмотрите видеоуроки:
1.Географическое положение. Основные черты.
2.Своеобразие природы Урала.
3. Экологические проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий